Вопросы по HMI/SCADA ViS@

  1. Чем SCADA ViS@ отличается от других SCADA пакетов?
  2. Какие возможности для построения отказоустойчивых систем имеются в SCADA ViS@?
  3. Зачем в SCADA ViS@ используются структуры переменных?
  4. Посоветуйте, как работать с окнами, насыщенными графикой?
  5. У меня не очень современный компьютер и при отрисовке окон, на которых присутствует множество анимированных объектов, происходит существенная загрузка процессора. Что можно предпринять в данном случае?
Чем SCADA ViS@ отличается от других SCADA пакетов?

В настоящий момент SCADA пакеты, присутствующие на рынке, имеют приблизительно одинаковую функциональность. Практически на любом пакете можно реализовать проект. Преимуществом пакета может являться то, насколько он удобен в использовании и насколько быстро и просто при использовании пакета можно достичь желаемого результата. Для этого необходимо просто попробовать пакет, реализовав на нем ту или иную задачу.

Разработка SCADA ViS@ началась в 1993 году по причине отсутствия в то время на рынке доступных по цене и достаточно функциональных продуктов прежде всего как удобный инструмент для реализации собственных проектов автоматизации. Первая версия SCADA ViS@ появилась в 1994 году. Она работала с использованием многозадачной DOS-надстройки реального времени и была довольно надежным программным продуктом. С появлением Windows NT было начато портирование SCADA ViS@ под Windows. К тому времени кроме DOS-версии пакета у нас уже имелось достаточное количество разработок для Windows (система архивации параметров, компонент просмотра графиков/трендов, просмотра технологических сообщений и системы генерации отчетов), которые разрабатывались как "заплатки" к пакету InTouch, т.к. аналогичные компоненты InTouch либо отсутствовали, либо работали с ошибками, либо не обладали требуемой функциональностью. InTouch использовался нами в проектах по требованию некоторых Заказчиков, для которых он являлся корпоративным стандартом.

В последствии было решено реализовать Windows-версию SCADA ViS@ по образу InTouch, сохранив внешний вид диалогов и панелей InTouch. Таким образом, человек, ранее работавший с InTouch, мог работать со SCADA ViS@ в привычной среде. Отличие состояло в языке сценариев, т.к. в нашем пакете язык сценариев - это Си-подобный язык. По нашему мнению, для языка сценариев не стоило изобретать что-либо новое и нестандартное. Но SCADA ViS@ не является просто повторением InTouch. Практически во все функции пакета были внесены улучшения - более удобный графический редактор, поддерживающий к тому же работу со слоями и в режиме Zoom, больше возможностей по анимации объектов и т.д. Также в пакете изначально присутствовали структуры, которые позже появились в InTouch (супертеги). Кроме того, в основу SCADA ViS@ положена технология OPC. Доступ к данным реального времени выполняется согласно стандарта OPC DA 2.00, доступ к историческим данным выполняется согласно стандарта OPC HDA 1.20, а к технологическим сообщениям - согласно стандарта OPC A&E 1.10.

К началу

Какие возможности для построения отказоустойчивых систем имеются в SCADA ViS@?
SCADA ViS@ построена по клиент-серверной архитектуре. При этом для повышения надежности допускается троирование серверной (VDBOPC) части, а клиент может работать с любым доступным сервером. Число клиентов в системе не ограничено. Таким образом, выход из строя VDBOPC-сервера никак не сказывается на функционировании всей системы. OPC-клиенты, просто подключатся к следующему работоспособному VDBOPC-серверу. В свою очередь VDBOPC-сервер является OPC-клиентом для получения данных из удаленных источников, таких как OPC-серверы PLC, OPC-серверы устройств ввода/вывода, OPC-серверы других SCADA систем. При этом в качестве источников данных для VDBOPC-сервера могут быть объявлены альтернативные удаленные OPC-серверы. Таким образом, при выходе из строя удаленного OPC-сервера, VDBOPC-сервер будет получать данные из альтернативного OPC-сервера.

К началу

Зачем в SCADA ViS@ используются структуры переменных?
Любой исполнительный механизм характеризует набор параметров, например состояние конечных выключателей, сигналов управления, режим работы, его состояние и т.д. Если создать структуру, поля которой будут содержать все указанные параметры, то в дальнейшем можно оперировать с исполнительным механизмом как с единым целым, а не с "набором" переменных. Например, можно разработать окно - панель управления исполнительным механизмом, для анимации которой используется поля абстрактной структуры. Связав в дальнейшем конкретный экземпляр структуры с абстрактной структурой в панели можно управлять исполнительным механизмом через разработанную панель при этом нет необходимости каждый раз выполнять множественные присваивания переменных.

К началу

Посоветуйте, как работать с окнами, насыщенными графикой?

В графическом редакторе имеется возможность располагать графические объекты в разных слоях (до 10-ти слоев) после чего слои могут быть объявлены недоступными для редактирования. Таким образом, расположив в одном слое статическую часть графических объектов окна и объявив его недоступным для редактирования, можно рисовать динамическую (анимированную) часть графических объектов окна и статические объекты при этом не будут мешать.

Если в окне имеются мелкие графические объекты, то их рисование/редактирование можно выполнить в режиме лупы.

К началу

У меня не очень современный компьютер и при отрисовке окон, на которых присутствует множество анимированных объектов, происходит существенная загрузка процессора. Что можно предпринять в данном случае?

Для отрисовка окон SCADA ViS@ выполняет ряд оптимизирующих действий. Если не сильно "злоупотреблять" анимацией окон, то для нормальной работы проектов в SCADA ViS@ достаточно компьютера с процессором Pentium 2 и с 256 MB оперативной памяти.

Для решения проблемы высокой загрузки процессора можно предложить следующее:

Во-первых, в пакете имеется раздел оценки оптимизации рисования графических объектов окна и с помощью этого инструмента можно посмотреть, на что именно тратится время при отрисовке окна. Иногда возникают ситуации, когда динамизированный графический объект "накрыт" сверху большим статическим объектом и его отрисовка каждый раз вызывает отрисовку статического объекта. Команда "Показать статические не фоновые объекты" покажет все такие объекты. По возможности следует избегать такого расположения объектов. Подробнее об оптимизации Вы можете прочитать в справке.

Во-вторых, можно уменьшить период обновления окна. При этом если в окне имеются объекты, требующие более частой отрисовки, например, вращающийся вентилятор, то каждому такому объекту может быть назначен индивидуальный период отрисовки объекта.

К началу